АЛТАРЬ (слав. олтарь,
лат. altaria, altare; этимология термина неясна: возможно, от adoleo -
воскурять [благовония], сожигать или alo - кормить, питать; традиц. толкование
- возвышенный жертвенник - фиксирует лишь внеш. особенность А.) - 1) жертвенник,
ветхозаветный или языческий, чаще всего каменный, на котором сожигались
приносимые Богу (богам) жертвы; 2) у др. христиан (1-2 вв.) - особый стол,
за к-рым происходила агапа («вечеря любви») - воскресная ночная трапеза,
завершавшаяся преломлением хлеба и благословением чаши (евхаристией), в
подражание Тайной Вечере Христа и апостолов. Позднее А. стали называть
престол храма, на к-ром совершается таинство евхаристии (в этом смысле
назв. А. сохр. у католиков и протестантов). Данное значение зафиксировано,
напр., в словосочетании «принести жертву на А. Отечества»; 3) пространство
вокруг престола в вост. части храма (собственно А. правосл. храма в совр.
словоупотреблении), находящееся на высоте солеи. В нем расположены семисвечник,
унаследованный от Иерусалимского храма, кафедра епископа, или «горнее место»
(перед престолом), жертвенник для приготовления к евхаристии, места для
священников и ризница. В др. храмах пространство А. отделялось от осн.
части храма невысокой кам. оградой или решетчатой перегородкой (как и в
католич. и протестантских храмах), к к-рой позднее подвешивались иконы
Христа и Богоматери. В России к 15 в. на этом месте постепенно сформировалась
высокая стена, именуемая иконостасом, наглухо изолировавшая А. от молящихся.
Симеон Солунский символически связывает А. с важнейшим отделением Иерусалимского
храма: «А. образует собою святое святых, сущее превыше небес, и небо».
С др. стороны, А. «в особенности изображает» гробовую пещеру, окружающую
со всех сторон Гроб Христов, символизируемый престолом (Разговор о св.
священнодействиях... Гл. 66, 104). Согласно литургич. толкованиям, «алтарное
возвышение устрояется по подобию пренебесного жертвенника: как там служат
ангелы Божий, так и во святом А. земные иереи (священники) поставлены всегда
предстоять и служить Господу... Алтарное возвышение есть место престольное
и указывает на Второе пришествие, так как сидящий на престоле имеет судить
живых и мертвых». «Малый олтарь» - др.-рус. назв. скевофилакия, или сосудохранилища,
- отд. придела визант. храма, где совершался протесис - первое приготовление
евхаристич. даров.
Лит.: Соч. блаженного
Симеона, архиеп. Фессалоникийского // Писания св. отцов и учителей
Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1856
(М., 1994). Голубинский Е. История алтарной природы... // Правосл.
обозрение. 1912. №11.