РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АЛТАРЬ

АЛТАРЬ

АЛТАРЬ АЛТАРЬ (слав. олтарь, лат. altaria, altare; этимология термина неясна: возможно, от adoleo - воскурять [благовония], сожигать или alo - кормить, питать; традиц. толкование - возвышенный жертвенник - фиксирует лишь внеш. особенность А.) - 1) жертвенник, ветхозаветный или языческий, чаще всего каменный, на котором сожигались приносимые Богу (богам) жертвы; 2) у др. христиан (1-2 вв.) - особый стол, за к-рым происходила агапа («вечеря любви») - воскресная ночная трапеза, завершавшаяся преломлением хлеба и благословением чаши (евхаристией), в подражание Тайной Вечере Христа и апостолов. Позднее А. стали называть престол храма, на к-ром совершается таинство евхаристии (в этом смысле назв. А. сохр. у католиков и протестантов). Данное значение зафиксировано, напр., в словосочетании «принести жертву на А. Отечества»; 3) пространство вокруг престола в вост. части храма (собственно А. правосл. храма в совр. словоупотреблении), находящееся на высоте солеи. В нем расположены семисвечник, унаследованный от Иерусалимского храма, кафедра епископа, или «горнее место» (перед престолом), жертвенник для приготовления к евхаристии, места для священников и ризница. В др. храмах пространство А. отделялось от осн. части храма невысокой кам. оградой или решетчатой перегородкой (как и в католич. и протестантских храмах), к к-рой позднее подвешивались иконы Христа и Богоматери. В России к 15 в. на этом месте постепенно сформировалась высокая стена, именуемая иконостасом, наглухо изолировавшая А. от молящихся. Симеон Солунский символически связывает А. с важнейшим отделением Иерусалимского храма: «А. образует собою святое святых, сущее превыше небес, и небо». С др. стороны, А. «в особенности изображает» гробовую пещеру, окружающую со всех сторон Гроб Христов, символизируемый престолом (Разговор о св. священнодействиях... Гл. 66, 104). Согласно литургич. толкованиям, «алтарное возвышение устрояется по подобию пренебесного жертвенника: как там служат ангелы Божий, так и во святом А. земные иереи (священники) поставлены всегда предстоять и служить Господу... Алтарное возвышение есть место престольное и указывает на Второе пришествие, так как сидящий на престоле имеет судить живых и мертвых». «Малый олтарь» - др.-рус. назв. скевофилакия, или сосудохранилища, - отд. придела визант. храма, где совершался протесис - первое приготовление евхаристич. даров.

Лит.: Соч. блаженного Симеона, архиеп. Фессалоникийского // Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1856 (М., 1994). Голубинский Е. История алтарной природы... // Правосл. обозрение. 1912. №11.

АЛТАРЬ

Алтарь