РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АПОКРИФЫ БИБЛЕЙСКИЕ

АПОКРИФЫ БИБЛЕЙСКИЕ

АПОКРИФЫ БИБЛЕЙСКИЕ АПОКРИФЫ БИБЛЕЙСКИЕ соч., к-рые не принимаются церковью как из-за того, что их содержание (прежде всего богословское) вызывает у религ. авторитетов подозрения, так и из-за того, что само их происхождение неясно. Апокрифич. соч. предполагают противопоставление каноническим. В ранней церкви понятие апокрифа применялось лишь в полемике церк. авторов с разл. стремившимися обособиться от Церкви еретиками, которые пользовались т.н. апокрифическими (или тайными, т.е доступными лишь узкому кругу посвященных) книгами, и поэтому уже у ранних авторов (Ириней, Тертуллиан) синонимом слова «апокрифический» становится «поддельный, фальшивый» (notoz, falsus). Составленные неизв. авторами, они могли иногда оставаться анонимными, но чаще, чтобы в глазах неискушенного читателя получить больший авторитет, подписывались именами ветхо- и новозаветных персонажей. Поэтому такие соч., как и нек-рые канонические (напр., Книга пророка Даниила), попадают в разряд псевдоэпиграфических.

Апокрифы, избегая церк. цензуры, имели широкое хождение среди не только еретиков, но и рядовых членов офиц. церкви, их число значительно превышало кол-во канонич. книг. После окончат. формирования канона (не ранее 4 в.) церк. авторитетами составляются списки соч., к-рые не дозволялось читать членам церкви (напр., т.н. Декрет папы Геласия, 5-6 вв.).

К ветхозаветным А.Б. относятся соч., принадлежащие как иудаизму, так и христианству (часто это христ. переработки иудейских текстов, напр. «Завещание 12 патриархов»), к новозаветным - христ. соч., авторами к-рых выступают новозаветные персонажи, (апокрифич. евангелия, деяния апостолов, послания, апокалипсисы).

Апокрифич. корпус, благодаря, в числе проч., и с лав. письм. традиции, а также находкам рукописей (напр., коптский текст «Послания апостолов», случайно открытый в одном музеев Египта, греч. фрагмент Апокалипсиса Петра, или т.н. «Изречения Иисуса», обнаруженные в Оксириихе и отождествляемые сейчас с греч. оригиналом коптского «Евангелия от Фомы»), постоянно пополняется новыми соч. К последним великим находкам 20 в. принадлежит христ. 6-ка из Наг Хаммади (Верхний Египет), содержащая десятки ранее не изв. апокрифов (напр., «Евангелие от Фомы», «Евангелие от Филиппа», «Деяния Петра и 12 апостолов», «Послание Петра Филиппу», «Апокалипсис Павла» и т.д.). Православные и католики имеют расширенный состав ветхозав. книг (39 канонич. и около 10 неканонич.), пользуются евр. Библией (только канонич. книги), и то, что православные и католики признают как неканонич. книги Ветхого Завета, протестанты наз. апокрифами. Новый Завет имеет только канонич. книги, однако ряд христ. соч., к-рые не достигли канонич. статуса, хотя претендовали на это (напр., «Пастырь» Гермы, к-рый еще в 4 в. включен на правах канонич. книги в Синайский кодекс), не рассматриваются как апокрифы и дозволяются церковью как благочестивое (но не богослужебное) чтение.

Лит.: Свенцицкая И.С., Трофимова М.К. Апокрифы др. христиан. М., 1989.