ИПОСТАСЬ (греч. - один из важнейших терминов христ. богословия,
синоним Лица в Пресвятой Троице. Первонач. в греч. яз. слово обозначало
«существование», «реальность» (Аристотель, неоплатоники) в противоположность
иллюзии. Этому значению близко употребление слова И. в Евр. I, 3. С этим
значением связано и понимание его как «основы, базиса» (Евр. З, 14 и 11,
1; 2 Кор. 9, 4 и 11, 17). Практически И. не различалась с «усия» (сущность).
По свидетельству блаженного Феодорита, для мирской философии нет никакой
разницы между «усией» и «ипостасью», ибо усия обозначает то, что есть,
а ипостась - то, что существует. Но, по учению Св. Отцов, между ними имеется
та же разница, как между общим и частным. На лат. яз. они переводились
одним словом substantia, что сильно осложнило взаимопонимание лат. и греч.
богословия в период становления тринитарного богословия. Лат. вариант термина
«Лицо» - «persona» вызывал горячие протесты вост. Отцов, поскольку обозначал
скорее внешний вид индивида, обличие, наружность, маску (личину). Св. Василий
Великий усматривал в применении этого термина к учению о Св. Троице свойственную
зап. мысли тенденцию, к-рая уже однажды выразилась в савеллианстве, делая
из Отца, Сына и Св. Духа три модальности единой субстанции. В свою очередь,
западные видели в термине И. выражение тритеизма и даже арианства. Но под
влиянием каппадокийцев недоразумения были к 381 устранены: термин И. перешел
на Запад, сообщая понятию «личность» его конкретное значение, а термин
«Лицо» был принят и должным образом истолкован на Востоке. В этом проявилась
кафоличность Церкви. Один и тот же догмат о Св. Троице исповедовали на
Западе - исходя из единой сущности (essentia), переходили к трем Лицам,
на Востоке же отправной точкой были три И. (и в них усматривали единую
природу). Св. Григорий Богослов, объединяя эти точки зрения, говорит: «Когда
я произношу слово "Бог", вы озаряетесь единым и тройственным светом - тройственным
в отношении к особенным свойствам, или Ипостасям (если кому угодно так),
или к Лицам (ни мало не будем препираться об именах, пока слова ведут к
той же мысли) - я говорю "единым" в отношении к понятию сущности ( ) и,
следственно, Божества. Бог разделяется, так сказать, неразделимо и сочетавается
раздельно; потому что Божество есть Единое в Трех, и едино суть Три, в
к-рых Божество, или, точнее, к-рые суть Божество».