РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МАЛЯВИН Фил. Анд.

МАЛЯВИН Фил. Анд.

МАЛЯВИН Фил. Анд. МАЛЯВИН Фил. Анд. (1869 1940) живописец. Начал худож. деят-ность в иконописной мастерской на Афоне (1885 - 91). При содействии скульптора В. А. Беклемишева переехал в Пб. Учился в АХ (1892-99) у И.Е. Репина, оказавшего значит. влияние на портр. живопись М. («К.А. Сомов», «И.Э. Грабарь», оба - 1895; «А.П. Остроумова», 1896). Самобытность худож. мышления и органичность живописных решений ощущается уже в ранних работах. Для них характерна точность лепки фигуры, живоп. единство фигуры и возд. пространства (портрет сестры - «За книгой», 1895; «Старуха. Портрет Д.И. Татаринцевой», 1898). Крест. тематика становится осн. в творчестве М. Обобщенность образов. передаваемая декор., крупными мазками почти чистых красок - оранжевых, синих, зеленых, сближает произв. кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. со стилем «модерн». Образы становятся менее конкретизированными, исчезает жанрово-повествоват. эл-т, рис. отступает перед игрой интенсивных красочных пятен, создающих впечатление вихревого движения, организованных единым ритмом и обрамляющих четко прорисованные лица и руки («Смех», 1899; «Крестьянская девушка», 1899; «Девка», 1903; «Вихрь», 1906). Вболее поздних работах живоп. динамика и яркая декоративность ослабевают, появляются черты жанровости, четче прорисовываются лица, приближаясь к портрету («Две девки», 1910-е гг.; «Верка», 1913). Использующее «репинскую линию» портретное иск-во М. в дальн. получило развитие в рис., отличающемся лаконизмом, точностью моделировки, изысканностью графич. мастерства. С 1903 - чл. «Союза рус. художников». С 1922 жил за границей.

МАЛЯВИН Фил. Анд.

Ф.А. Малявин. За книгой. 1895

Лит.: Александрова Н. Ф.А. Малявин. М., 1966; Ж и в о в а О. А. Ф.А. Малявин. М., 1967.