РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МАТЕРИАЛИЗМ

МАТЕРИАЛИЗМ

МАТЕРИАЛИЗМ МАТЕРИАЛИЗМ - тип мировоззрения, рационально оформленного в филос. систему, полит., экономич. и социальную доктрину или идеологию, либо имеющего логически несвязный, основанный на вере, эмоциях и волевых установках характер, полагающий материальное начало, толкуемое самым разл. образом (предметный мир, вещество или отд. его форма, социальные законы, просто «объективная реальность» и т.п.), основанием природной социальной и душевно-духовной жизни. Можно выделить М. житейский, научный, философский, духовный, наконец встречается термин «религиозный» М. Житейский М. представляет собой обычное убеждение, что «ход вещей определяет ход идей» (причем под идеями понимаются субъективные представления и замыслы индивида), и требование жить согласно этому «теоретическому» принципу. Бытовой М. весьма распространен, однако редко проводится последовательно, соседствуя с бытовым иррационализмом, волюнтаризмом, идеализмом. Филос. М. в кач. последовательного субстанциального монизма оформился как течение мысли, противостоящее идеализму, в новое время. Наука постепенно выработала представление о материи как о самостоятельном, специфически организованном в своем роде бесконечном мире, т.е. как о субстанции; понятийное мышление дало возможности жестко фиксировать указанные реалии. Понятие М., введенное в филос. лексикон Лейбницем и активно употребляемое в 19 в., стало в сов. период основной «точкой отсчета» в решении всех мировоззр. проблем. Применение его в истории философии и культуры носило неоправданно шир. хар-р, во всех явлениях культурно-ист. развития человечества обнаруживалась «линия М.», противопоставляемая идеализму. Вместе с тем М. античности и эпохи Возрожд. весьма специфичен и не похож на современный, поскольку он не основывался на представлении о материи как субстанции и носил либо естественно-натуралистичный и близкий мифол. сознанию хар-р (все материально и все одушевлено - Фалес, Эмпедокл и др.), либо символический, когда материальность оказывалась неотъемлемой частью душевно-духовной жизни, протекающей в едином Космосе (стоицизм), либо субстратный - как учение о том, из чего состоит мир. Последний вариант, в известном смысле, можно считать предтечей новоевроп. М. В пантеистической натурфилософии Ренессанса (Дж. Бруно, Б. Телезио, Парацельс) материя понимается как субстанция, но мыслится насквозь одухотворенной, как тело Бога, Духа или мировой души (панпсихизм). В новое время этому пониманию противостоит механицизм, а «вторую жизнь» оно обрело в идее современной науки о материи, обладающей памятью. Понятие «религиозный М.» фигурирует в рус. религ. философии как для характеристики ряда ее систем, так и в качестве раб. термина внутри нее самой. Это связано с тем, что М. осмысливается не только в плане его критики, но и в аспекте его положит. смысла. Так, Вл. Соловьев видит в М. культурно-ист. абстракцию, «отвлеченное» начало, возникшее как естеств. реакция на отвлеченный идеализм и рационализм зап. философии. В этом М. по-своему выражена истина, хотя «правда» М. и ограниченна. Понятие «религ. М.», используемое для характеристики концепций в рус. религ. философии (В. Розанов, С. Булгаков), при всей его двойственности оправданно в том смысле, что взгляды указанных авторов включают в себя восходящую к Библии (но весьма различно интерпретируемую у Розанова и Булгакова) идею, согласно к-рой материя сама по себе злом не является, как это представляет в своих интерпретациях классич. идеализм. В дорев. России традиция «классич. М.» связывается с именами М. Ломоносова, А. Радищева, А. Герцена, В. Белинского, Н. Добролюбова, Д. Писарева и др.