РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МОДЕРН

МОДЕРН

МОДЕРН МОДЕРН (франц. moderne - новейший, современный) - эпоха в культуре и иск-ве Европы и Америки кон. 19 - нач. 20 в. Считается, что возникновение стиля связано с основанием об-ва «Искусства и Ремесла» в 1883 в Англии. К кон. 19 в. неоромантические течения приобретают все большее влияние в Европе. Были сформулированы новые принципы архитектуры, к-рые выдвигали принцип целесообразности формы и худож. выразительности естеств. мат-лов. Новые технологии принесли новую конструктивную эстетику, и возникли новые формы, эстетически осмысленные как формы живой природы (плавные, текучие асимметричные линии). Организация дома арх. этого направления строится с учетом образа жизни его обитателей или пользователей. Это приводит к большей значимости плана дома перед его фасадом, к активному выявлению и использованию вертик. связей внутри здания, большей значимости жилых комнат в сравнении с парадными, в исключит. внимании к комфорту и гигиене. Более всего эти новации присущи особнякам, но и в квартирах доходных домов в эпоху М. были обязательны ванные, появились физ-культ. залы, мастерские и б-ки. ЭпохаМ. знала практически все существующие ныне бытовые технич. удобства: горячий и холодный водопровод. ванные, ватерклозеты, телефон. Совершенные технологии обработки природных мат-лов, возникновение новых конструкций и мат-лов (напр., железобетон) привели к тому, что и здания эпохи М. оказались самыми прочными, и их худож. декор (напр., резьба по граниту) был фактически вечен.

Многое сближало мастеров М. с арх.-романтиками предыдущих поколений. В результате возникает своеобразная эстетика свободно скомпонованного, асимметричного фасада, к-рый приобретает почти скульптурные формы, такие же, как и многие, спец. подчеркнутые, детали интерьера. На эстетику модерна оказали влияние романская и готич. архитектура средневековья и иск-во Японии. М. включил черты и др. худож. стилей прошлого: Ренессанса, рококо, классицизма, нац. стилей. Сюжеты декора М. часто черпает из нац. фольклора, ср.-век. сказаний, поэтич. текстов. Гимн технич. достижениям соединился в М. с преобразованием среды обитания в эстетич. стилизованную сказку, проникнутую ностальгическим чувством любви к прошлому и к природе, отвергнутой технич. миром. В декоре зданий М., в произведениях художников и скульпторов, в мелкой декор. пластике и сюжетах витражей появляются полевые и лесные цветы, папоротники, обитатели леса, водоемов, и возврат к натур. мат-лам также связан с вниманием к природе. Характерной чертой архитектуры М. было стремление к синтезу иск-в - архитектуры, живописи, скульптуры, предметного мира. В архитектуру М. входили произведения высочайшего худож. уровня, такие, как (в России) панно работы Н.К. Рериха и майолики М.А. Врубеля (дом Ф.Г. Бажанова в Петербурге), К.С. Петрова-Водкина (дом фон дер Пальсав СПб.), большие мозаичные или керамич. панно, занимавшие иногда значит. часть фасада. Индивидуально выполнялись кованые металлич. декор, детали: решетки балконов, лестниц, флагштоки.

В России М. проявлялся постепенно в отд. элементах интерьера и в романтич. асимметричных усадебных постройках, таких, как дворец вел. кн. Алексея Александровича (арх. М.Е. Месмахер) или охотничий дворец имп. Александра III в Беловежской пуще (арх. гр. Н.И. де Рошфор), постр. в 1880-х гг. Процесс формирования М. получил в ряде работ наименование «протомодерн». Развитие рус. нац. традиций связано с деят-ностью кружка в имении С. Мамонтова Абрамцево. М. в России тесно связан с новыми центрами худож. образования, такими, как руководимое М.Е. Месмахером Уч-ще бар. Штиглица, подготовившими множество художников-декораторов и мастеров прикладного иск-ва, и с развитием худож. пром-сти, руководимой первоклассными арх. (фабрика Р.Ф. Мельцера). М. в России развивался по всем направлениям, в т. ч. нац.-романтическому, причем и в нац.-рус. варианте, и в скандинавском - северный М., в символизме и сецессии, в конструктивизме. Позже собственно М. сменился неоретроспективизмом, обращенным к эпохам Петра 1, Елизаветы, к классицизму (неоклассицизм). Крупнейшими мастерами М. в рус. архитектуре были: в Москве - Ф. Шехтель, творивший в нац.-романтическом стиле и символизме, в Петербурге - Ф. Лидваль, мастер северного М. В формах М. строили Г. Барановский, А. фон Гоген, А. Дитрих, братья Косяковы, С. Кричинский, Р. Мельцер, В. Покровский, М. Сонгайло, гр. П. Сюзор, А. Хренов, В. Шауб, А. Щусев.

МОДЕРН

Модерн. Ф.О. Шехтель. Скоропечатня А.А. Левенсона. 1900

В живописи черты М. проявились прежде всего у мастеров «Мира иск-ва»: бр. Васнецовых, М. Врубеля, Л. Бакста, В. Серова, М. Нестерова, Н. Рериха, затем у К. Петрова-Водкина, художников группы «Голубая роза» - все они творили в разной манере, но принадлежали к неоромантизму. С М. связан расцвет графики, книжной иллюстрации. Крупнейшими скульпторами М. были П. Трубецкой и Эрьзя. В рус. музыке в этом направлении работали Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, С. Рахманинов, И. Стравинский. В лит-ре М. - это символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм и творчество множества блестящих мастеров, стоявших вне этих групп. В это же время Россия пережила период глубоких философских исканий, культурологич. и религиозных, к-рые оказали большое влияние на развитие иск-в этой эпохи.