РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (франц. sentimentalisme - чувствительность) - направление в европ. худож. культуре 2-й пол. 18 в. Является составной ч. эпохи Просвещения. наиб. характерные образцы С. созданы в лит-ре и живописи. Рус. С. носит подчеркнуто утонченный, аристократич. характер: В. Капнист, Н. Карамзин, А. Радищев - в лит-ре, В. Боровиковский (творчество 1790-х гг.) - в живописи. С. противопоставляет излишне логич. рассуждению о природе эмоц. восприятие последней; выдвигает значение нравств. нач. в человеке как присущего самой его природе (представления о врожденном нравств. инстинкте); подчеркивает интуитивный характер восприятия, признавая при этом бессилие ума проникнуть в сверхчувств. сферу; выступает за своб. выбор как осн. и неотъемлемое право личности; защищает ценность каждой личности; признает индивид. склад души человека. Нравств. импульс С. - сострадание к ближнему, естеств. чувства к-рого не должны подчиняться ложным требованиям формального этикета. Нек-рые положения С. были впоследствии восприняты романтизмом. В частности, приверженцы С. (Ж.Ж. Руссо, А.Э.М. Гретри, К.Ф.Д. Шубарт) предвосхитили романтич. представление об особ. роли музыки как подлинном «языке души». С С. в муз. иск-во вошли новые темы и жанры - «слезные» мотивы в комич. опере («Добрая дочка» Н. Пиччини, «Дезертир» П.А. Монсиньи, «Люсиль» А.Э.М. Гретри, «Несчастье от кареты» В.А. Пашкевича), сольная вок. лирика любовного содержания («российская песня»), мелодрама («Пигмалион» Й.А. Бенды по Ж.-Ж. Pуcco). He без влияния С. формируется новый тип муз. мелодики, динамики и агогики (чувствит. секундовые задержания - «вздохи», длит. оркестровые нарастания звучности и столь же эффектные затухания, характерные для композиторов мангеймской школы). Отд. эл-ты сентименталистского муз. яз., ощутимые в иск-ве венских классиков (Моцарта, Бетховена), были восприняты романтиками, включившими их в новую образную систему.