СИЛЬВЕСТР (в монашестве Спиридон) (? - ок. 1566) - священник
Благовещенского соб. в Кремле, писатель. Родом из зажиточных новгородцев,
был священником в Новгороде. С 1540-х гг. - в Москве. С. имел большое влияние
на молодого Ивана IV (Грозного). В 1547 во время пожаров и нар. выступления
в Москве против Глинских С. явился к Ивану на Воробьевы горы и произвел
на него большое впечатление своими увещеваниями. Впоследствии он вошел
в ближнее окружение царя вместе с Адашевыми и кн. Курбским. Расхождение
Ивана IV с бывшими соратниками (т. н. избранной радой) изменило и отношение
к С. Ок. 1560 С. уходит от двора и постригается. Курбский в своей «Истории
о вел кн. Московском» утверждает, что С. был сослан на Соловки. Иван IV
в послании к Курбскому, наоборот, ставит ему в пример С. как добровольно
ушедшего от двора. Последнее более вероятно, так как в Кирилло-Белозерском
мон., близком царю, находилась личная б-ка С., а род его сына Анфима, дьяка,
служившего в Смоленске, был занесен в Синодик Успенского соб. в Кремле.
В 1577 в послании к Ивану IV Курбский называет С. уже умершим. Очевидно,
он скончался в Кирилло-Белозерском мон., где, видимо, и постригся. С. был
не только талантливым проповедником, но и ярким писателем. Несомненно ему
принадлежат: «Послание казанскому наместнику кн. А.Б. Горбатому»; «Житие
кн. Ольги», в переработанном виде вошедшее в «Степенную книгу»; «Послание
и наказание от отца к сыну», входящее в «Домострой» как 64-я глава. В сб.
личной келейной б-ки С. сохранились и др. послания к царю и вельможам.
Возможно, что нек-рые из них написаны самим С. «Житие кн. Ольги» составлено
на основании проложных житий, летописей и легенд, дополнено обширным предисловием,
где С. рассуждает о божественной мудрости, вернувшей людям рай через женщину,
Богородицу, подобно тому, как через женщину, Еву, Адам его потерял. Далее
С. пишет о знаменитых святых женах, особенно о царице Елене, с к-рой постоянно
сравнивали Ольгу. Многие исследователи считают С. и составителем всего
«Домостроя», т. к. в «Послании к сыну» в крат. форме выражены те же принципы,
что и в целой кн. Стилист. особенности текста не противоречат такой атрибуции.
Богатейшая келейная б-ка С. после его смерти осталась в Кирилловском мон.
(в осн. Софийское и Кирилло-Белозерское собр. Публ. б-ки в С.-Петербурге).
С. иногда вместе с сыном делал богатые кн. вклады и в др. монастыри. Один
из самых знаменитых его кодексов содержал копию с др. иллюстраций к анонимному
«Сказанию о Борисе и Глебе» и древнейший список «Чтения о Борисе и Глебе»
Нестора.
Изд. и лит.: Барсов Н. Из неизданных пам. др.-рус. лит-ры: Учительные
послания... //Христианское чтение. 1871. № 3; Сильвестра послание и наказание
отца к сыну. Пам. др.-рус. церковно-учит. лит-ры. СПб., 1897. Вып. 3; Гробовский
А. Н. Иван Грозный и Сильвестр. Лондон, 1987; Курукин И.В. Сильвестр и
составление «Жития Ольги Степенной Книги» // Теория и практика источниковед.
и археографии отеч. истории. М., 1978.