РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

СОФИЯ КИЕВСКАЯ

СОФИЯ КИЕВСКАЯ

СОФИЯ КИЕВСКАЯ СОФИЯ КИЕВСКАЯ - Софийский собор в Киеве, созданный в правление кн. Ярослава Мудрого (впоследствии измененный), 5-нефный крестово-купольный храм (37x55 м), с 13-ю куполами (главный, с 12-оконным барабаном - над пересечением центр.нефов, и группы 12 малых куполов на углах храма, по четыре с З. и по 2 с В.), окруженный с З., Ю. и С. галереями с открытыми аркадами, с двухцветным фасадом и многочисл. оконными проемами и арками, фланкированный с З. двумя башнями с шатровыми позолоч. верхами. На хорах во время богослужения находился вел. князь с приближенными, в торжеств. случаях принимал здесь послов; у стен С.К. собиралось вече, а в храме проводилось «посажение на стол» князя. Посвящение храма Софии Премудрости Божией олицетворяло идею целесообразного жизнеустройства - от человеч. жилища до мироздания - в дух. смысле и подчеркивало значение Киева как соперника Константинополя - в политич. Идея иерархии выразилась как в соподчиненности объемов храма, нарастающих к центр. главе, так и в интерьере, где второстепенные ячейки подчинены подкупольному пространству, а также в расположении мозаик (в подкупольном пространстве и апсиде) и фресок (на стенах напротив центр. апсиды, на уровне хоров, сохранились частично). В апсиде мозаика «Богоматерь Оранта» олицетворяет «Церковь земную»; она господствует в церк. пространстве вместе с «Пантократором» в куполе, перед к-рым Богоматерь предстательствует за грехи человечества. Полуфигура Христа, заключенная в медальон, окружена свитой из 4-х архангелов. Между окнами барабана изображены апостолы (сохранилась полуфигура Павла), в парусах - евангелисты. Над триумф. аркой - «Деисус», на столбах, ее несущих, - архангел Гавриил и Богоматерь; в центр. апсиде - «Евхаристия», под ней - святительский чин, на подкупольных арках - 40 медальонов с мучениками (уцелело 15). В 17 в. С.К. приобрела внеш. облик, соответствующий стилю т. н. «украинского барокко». Арх.-археол. работы в соборе велись под рук-вом М.К. Каргера в 1940 -50-е гг. С.К. - самый большой храм домонгольского времени. Под воздействием ее архитектуры строились в сер. 11 в. одноименные храмы Новгорода и Полоцка.

СОФИЯ КИЕВСКАЯ

София Киевская