РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ТРЕЗИНИ Доменико

ТРЕЗИНИ Доменико

ТРЕЗИНИ Доменико ТРЕЗИНИ Доменико (ок. 1670-1734) - швейц. архитектор, уроженец Тичино (Тессина), учился в Италии, в 1699- 1703 работал в Дании, где, по его словам, «делал многие фортификационные и иные узорчатые палатные мастерства», т. е. возводил воен. и гражд. постройки. Приехал в Россию по контракту в июле 1703, в февр. следующего года прибыл в СПб., откуда был послан в Нарву и строил там «государевы палаты», триумфальные ворота, ремонтировал разруш. при штурме крепостные сооружения. По возвращении в СПб. Т. возглавлял стр-во Петропавловской крепости (1706 - 33), Петровские ворота к-рой стали первым примером синтеза архитектуры и скульптуры в СПб. Именно отсюда берет начало эта характерная черта арх. облика рос. столицы, к-рая затем последовательно воплощалась архитекторами на протяжении двух столетий. По его же проекту в крепости строился Петропавловский собор (1712 - 32), к-рый ни по внеш. виду, ни в плане не был похож на традиц. рус. 4-столпные, крестовокупольные шатровые или 5-купольные правосл. церкви. Внутр. пространство прямоугольного в плане 3-нефного собора расчленено мощными пилонами на три равных по выс. пролета. Это была первая зальная церковь в России, а ее колокольня - самая высокая постройка в гос-ве. В эти же годы по проектам Т. и под его рук. были возведены осн. постройки новой столицы: Летний (1710-12) и Зимний (1711-12) дворцы Петра I, мазанковые Канцелярии на Городовом о-ве (1714-18), построенные из шести одинаковых секций. Залож. здесь осн. принципы структуры адм. здания позднее были воплощены в Гос. коллегиях на Васильевском о-ве двенадцатикратным повторением плана корпуса одной коллегии. Канц. стояли «в линию», «единой фасадой», как жилые дома по набережным, с той разницей, что оба здания - и Канц., и Коллегии - были поставлены к Неве торцовыми фасадами, а гл. фасадом были обращены к площади - соотв. к Троицкой и на Стрелке Васильевского о-ва. Размах деят-ности Т. соответствовал размаху стр-ва в СПб. Когда города как такового еще не было, он возводил крепость, затем построил первые дворцы. Когда настало время строить город, он проектировал р-ны гор. застройки - Моск. сторону (1712), Выборг. сторону (1715), Васильевский о-в (1715), комплекс Александро-Невского мон., для к-рого сделал «абрис, как быть всему кам. строению» (1715). В проекте монастыря Т. нашел необычное для России решение. Все здания комплекса расположены по периметру, образуя внутри огромную площадь. Гл. здание - собор, к-рый в рус. монастырях обычно находился в центре комплекса, зодчий выдвинул к выходящей на Неву линии периметральной застройки. Еще одну церковь он поместил в сев.-вост. углу ансамбля. Оба жилых корпуса Невской линии к С. и Ю. от собора он разбил на три секции каждый и расположил их уступами от собора в сторону Невы. Благодаря этому перемещающаяся по фасаду в течение дня светотень оживляет длинные двухэтажные корпуса и придает живописность Невской линии монастыря. Но значение Т. для СПб. заключалось не только в создании им планов застройки гор. р-нов, прокладки улиц и возведения крупнейших и важнейших построек того времени, к-рые своими размерами и сегодня поражают зрителя. Город состоит не только из них, а прежде всего из домов его жителей. Именно Т. составил первые в России «образцовые проекты» для постройки неск. типов одно- и двухэтажных жилых домов - мазанковых и кирп., на европ. манер (1714), по к-рым велась жилая застройка в СПб. Эти дома не обладали к.-л. особыми арх. достоинствами, но они решали задачу придания городу регулярности, европ. вида и противодействия стихийности в условиях массовой жилой застройки территории. Расцвет арх. деят-ности Т. приходится на 1720-е гг. По своим проектам он начинает стр-во двухэтажного кам. здания Мор. и Сухопутного госпиталей на Выборг. стороне (1720 - 25), здания Гос. (Двенадцати) коллегий (1722 - 33), двухэтажных кам. «надворных палат» при новом Зимнем дворце (1726), дворца имп. Петра II на Васильевском о-ве (1727), но все эти постройки не были завершены при его жизни. Не выделяясь среди работавших в то время в СПб. др. арх. талантом и знаниями, Т. превосходил их всех добросовестностью, трудолюбием, энергией и преданностью планам Петра I. В то время именно эти качества были решающими. Поэтому второе и третье десятилетия застройки СПб. проходили «под знаком» Т. В 1726 имп. Екатерина I пожаловала Т. «за ево труд и прилежность в полковники от фортификации». Т. разработал и осуществил многочисл. проекты зданий разл. назначения и оказал заметное влияние на развитие петерб. архитектуры 1-й пол. 18 в. В его постройках нашел выражение тот арх. стиль, к-рый в истории рус. архитектуры определяется термином «Петровское барокко».