РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЮОН Конст. Фед.

ЮОН Конст. Фед.

ЮОН Конст. Фед. ЮОН Конст. Фед. (1875-1958) -живописец, худож. т-ра. В 1894 Ю. поступил в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, в 1898 - 99 продолжил обучение в мастерской В. Серова. С нач. 1900-х гг. Ю. входил в «Союз русских художников» и «Общество свободной эстетики» при Лит.-худож. кружке, объединившем литераторов, актеров, художников вокруг ред. ж. «Весы» во главе с В. Брюсовым, сблизился с «мирискусниками». Увлечение приметами рус. старины и особого поэтич. быта в нац.-романтич. трактовке сохранится на протяжении всей долгой творч. жизни Ю. В 1906 на выставке рус. иск-ва в Париже и Берлине, организов. С. Дягилевым, 7 художников, включая Ю., получили право экспонировать свои работы на Осеннем париж. салоне без предварит. отбора. В 1908 состоялся театр. дебют Ю. - совм. с А. Бенуа, И. Билибиным и Е. Лансере он исполнил декорации по эскизам А. Головина к оп. «Борис Годунов» М. Мусоргского, открывшей дягилевские «Русские сезоны». К этой оп. он вернулся еще раз, уже в самостоят. работе над оформлением спектакля Т-ра Елисейских полей (1913 - 14, Париж). До 1917 продолжалась пед. деят-ность Ю. в созданной им, совм. с И. Дудиным, худож. школе; среди его учеников - В. Мухина, А. Куприн, С. Судейкин, В. Фаворский, Г. Якулов, Р. Фальк, 6р. Бурлюки. После рев-ции Ю. мн. работает как худож.-пейзажист, создает новые тематически разнообразные циклы (праздничный - «Мысли и чувства в красках», 1920, фантастический - «Новая планета, 1921, сер. «Портреты современников»), возвращается к пед. деят-ности (в 1939 - 40 - проф. АХ, пишет критич. статьи, в 1937 выходит первое изд. его капитального труда «О живописи». Многолетнее творч. содружество связывало Ю. с моск. Малым т-ром («Старик» М. Горького, 1918-19; «Ревизор» Н. Гоголя, 1920-21; «Собака садовника» Ф. Лопе де Вега, 1924 - 25; «Отелло» У. Шекспира, 1925; «Аракчеевщина» И. Платона, 1938; «Сердце не камень», «Бешеные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые», «Волки и овцы» А. Островского). В 1920 К. Станиславский пригласил худож. к совм. работе над пост. «Ревизора» Н. Гоголя. Позднее в МХАТе в декорациях Ю. шел «Егор Булычев» М. Горького (1933). В др. т-рах Ю. оформил спектакли «Хованщина» Мусоргского (1940, Большой т-р, Москва), «Ревизор» Н. Гоголя (1941, Казань), «Иван Сусанин» М. Глинки (1944, Новосибирский т-р оп. и бал.), «Горя бояться - счастья не видать» Островского и «Фома Гордеев» по ром. Горького в Т-ре им. Е. Вахтангова (1953 -54, 1955, Москва) и др. Ю. разработал эскизы росписи интерьеров Детского т-ра при «Уголке Дурова», Госцирка, занавеса Большого т-ра.

ЮОН Конст. Фед.

К.Ф. Юон. Зима. 1914